Стареющее население, изменения на рынке труда и в структуре занятости, ускоряющаяся цифровизация, развитие инновационной деятельности, высокий уровень миграции, климатические изменения и другие глобальные вызовы добрались и до Беларуси.
Они оказывают влияние на страну в целом, отражаются на развитии регионов и городов. Мы не всегда замечаем их в повседневной жизни. Но вместе с мыслями о будущем приходит понимание, что мы не всегда и не во всем обладаем достаточными знаниями и компетенциями для устойчивого развития наших сообществ. И тогда на помощь приходит образование взрослых. От доступности и эффективности системы обучения взрослых зависят наши шансы быстро и адекватно реагировать на локальные и глобальные вызовы.
Мы приглашаем всех, кому интересна тема развития образования взрослых в городах и селах Республики Беларусь, повышения эффективности работающих структур, генерирования идей для новых проектов к участию в онлайн-хакатоне.
Кто организатор хакатона? Представительство зарегистрированного общества «Deutscher Volkshochschul-Verband e.V.» (Федеративная Республика Германия) в Республике Беларусь.
Какова основная цель? Встретиться, познакомиться и совместно сгенерировать новые идеи и продукты в области образования взрослых по четырем направлениям: Центры образования взрослых, Обучающиеся города, Образование взрослых для креативной экономики, Образование для социальной инклюзии.
Участники могут выбрать одно из данных направлений (подробнее о них см. ниже), могут скомбинировать и интегрировать несколько направлений/тем в одну (этот вариант будет приветствоваться), кроме того, могут прийти со своим направлением/темой (главное – она должна касаться сферы образования взрослых).
Кого приглашают? Всех (индивидуальных участников, команды, организации), у кого есть уникальные и актуальные идеи или проекты в выше названных сферах и направлениях, а также тех, кому интересны эти темы, кому хотелось бы в них разобраться и поработать с другими над совместными проектами. Приветствуется участие IT-специалистов, бизнеса и представителей других сфер деятельности, как и сообществ, которые напрямую до этого не были вовлечены в неформальное образование.
Когда состоится хакатон? Работа будет состоять из трех онлайн-встреч в феврале и межсессионной работы. График встреч:
День 1 - 10 февраля, среда, 15.30 - 18.30
День 2 - 12 февраля, пятница, 15.30 - 18.30
День 3 - 19 февраля, пятница, 15.30 - 18.30
Что в результате? Команды с лучшими проектными идеями (отобранными членами жюри и Представительством) получат возможность реализовать свою идею (или ее часть) с поддержкой Представительства в течении 2021 г.
Как попасть? Для участия в хакатоне необходимо заполнить регистрационную анкету. Регистрация на хакатон будет открыта до 23.59 8 февраля 2021 г. В случае большого количества заявившихся организаторы оставляют за собой право отбора участников.
Кто проводит? Ведущими хакатона станут экспертки ПУ «Офис европейской экспертизы и коммуникаций» Светлана Зинкевич и Валерия Волкогонова.
Направления в сфере образования взрослых, приоритетные для хакатона:
Центры образования взрослых. Во многих городах и районах Беларуси учреждения образования представлены только школами. Туда редко заглядывают со своими программами коммерческие учебные центры и некоммерческие организации. Поэтому у жителей таких регионов очень мало шансов стать участником обучения «без отрыва от места жительства и работы». Как решить эту проблему? Во многих странах преодоление неравенства по территориальному признаку решается посредством создания разветвленной сети местных центров образования взрослых или центров обучения в сообществах. В Беларуси также возникло несколько инициатив, которые стремятся воплотить идею местного Центра образования взрослых в жизнь. Их программы популярны у местных жителей, но командам центра предстоит еще много сделать, чтобы организации такого типа стали устойчивыми и могли реагировать на нужды не только отдельных граждан, но и местных предприятий, а также районов в целом. Среди их повседневных вызовов – мотивация и привлечение участников, расширение спектра обучающих программ (в том числе онлайн-обучения), поиск квалифицированных преподавателей, выживание в сложной эпидемиологической обстановке, экономическая эффективность, организация внутренних процессов (работа с участниками, документооборот и т.д.).
Обучающиеся города – одна из современных концепций развития городских территорий. Основным аргументом для этого направления в Беларуси является постоянно растущая доля городского населения. На начало 2020 г. она составляла 78% от общего числа жителей страны. И хотя подавляющее большинство учебных заведений находится в городах, для обеспечения доступности формального и неформального образования еще многое должно быть сделано. Нашим городам нужна эффективная и инклюзивная местная образовательная политика, координация и взаимодействие различных игроков. Работающие в стране инициативные группы по внедрению концепции «обучающегося города» занимаются популяризацией обучения для всех и концепции «обучающийся город», вовлечением различных организаций в процессы обучения, расширением спектра услуг для уязвимых групп населения, созданием новых возможностей для обучения на рабочем месте, поиском инновационных идей обучения в микрорайонах, дворах и др.
Образование взрослых для креативной экономики. Креативная экономика основана на интеллектуальной и креативной деятельности. Она включает в себя такие крупные сектора как прикладное искусство, дизайн и архитектура, IT-технологии, индустрия развлечений, литература, музыка, кинематограф, СМИ и реклама. Эта сфера не просто развлечение, креативные индустрии играют особую роль в постиндустриальной экономике. В последнее десятилетие Беларусь сделала ряд успешных шагов в данном направлении, прежде всего в IT-сфере. Дальнейший прогресс во многом зависит от благоприятных рамочных условий, а также от готовности людей двигать и развивать это направление. Поэтому перед образованием стоит задача расширять спектр учебных программ, внедрять инновационные форматы, открывать междисциплинарные и креативные курсы и делать их доступными для различных социальных групп на всей территории страны.
Образование для социальной инклюзии. Формальное и неформальное образование взрослых должно быть доступно для всех, и его результаты могут помогать преодолеть возникающие социальные разрывы. В этом направлении есть несколько важных сегментов: благоприятные условия и устойчивые партнерства для самих образовательных проектов, а также стимулирование участия и соответствие учебных программ нуждам целевых групп. Нам нужны устойчивые и инновационные образовательные программы и проекты для людей с инвалидностью, осужденных и лиц, вышедших из мест лишения свободы, сельского населения и/или представителей иных социальных групп, подверженных риску социального исключения.