Гомель — один из обучающихся городов Беларуси, который в будущем планирует присоединиться к Глобальной сети обучающихся городов ЮНЕСКО. Как инициативная группа обучающегося города Гомеля стала партнерской, что мотивирует команду и как в их работе переплелись вызовы и успехи нам рассказал менеджер проекта «Гомель обучающийся: наращиваем потенциал» Владимир Александронец.
DVV: Как и когда вы познакомились с деятельностью DVV?
Владимир: С DVV я познакомился в 2013 году. В рамках проекта “Живая история моего края” проходил семинар по написанию проектных заявок, и я в нем участвовал. Наша команда подготовила заявку, и в 2014 году мы реализовывали проект “Грабовский парк” по сохранению историко-культурного наследия д.Грабовка Гомельского района, а также вовлечению взрослого населения в эту деятельность. В 2015 году у нас был проект “Гомельский район — территория просвещения”, направленный на создание инфраструктуры и продвижения темы образования взрослых (ОВ), потом я принимал участие в проекте “Учиться, чтобы действовать”. Работа с DVV меня вдохновила на создание некоммерческого учреждения. Идея, что можно что-то свое создавать, чтобы работать, была у меня с 2014 года, а в 2017 году родилась Мастерская инновационных технологий. У нас даже уставная цель звучит как “содействие устойчивому развитию местных сообществ через продвижение идей образования на протяжении всей жизни”. И уже в 2020 году наше сотрудничество с DVV переросло в партнерские отношения в качестве организации, которая реализует проект по созданию и развитию обучающегося города (ОГ) Гомеля.
DVV: Что мотивировало вас на сотрудничество с нашей организацией?
Владимир: С DVV очень комфортно работать, особенно с людьми, которые работали и работают в белорусском офисе. Это слаженная команда и хороший пример для того, как развивать организационную культуру в своем учреждении. Второй момент — это тема образования, прежде всего образования взрослых, и продвижение идеи обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning, LLL), потому что я тоже часто прохожу какие-то курсы, обучаюсь, доучиваюсь, и философия организации сопоставима и с моими внутренними потребностями. Мотивирует и понимание того, что сотрудничество может способствовать тому, что наша организация сделает хорошее дело для Гомеля и его жителей.
DVV: В 2019 году была сформирована инициативная группа ОГ Гомеля, а в прошлом году — партнерская группа. Расскажите, в чем разница.
Владимир: Инициативная группа стала своеобразной точкой отсчета процесса создания и развития ОГ Гомеля. В момент реализации проекта “Гомель обучающийся: начало, старт, развитие”, с учетом всех вызовов прошлого года, мы пришли к пониманию того, что ОГ — это прежде всего процесс. Можно создать много разных структур, но будут ли они жизнеспособны? Изначально мы планировали создание совета при органе власти, но поняли две вещи: во-первых, до конца не сформирована приверженность теме ОГ, а во-вторых, создав формальную регламентированную структуру, мы можем потерять человеческое лицо. Поэтому в итоге преемницей инициативной группы стала именно партнерская группа. В ней сейчас 25 участников из разных структур: это и органы власти, и представители государственных организаций, и некоммерческого сектора, и общественных объединений, которые работают с тематикой образования, и бизнес-структуры, предприниматели, которые оказывают образовательные услуги. Идея партнерской группы заключается в том, чтобы на разных уровнях, в разных секторах формировать круг партнеров и экспертов, разделяющих наши идеи и стремления по созданию ОГ и готовых работать, несмотря на вызовы.
У нас нет руководителя партнерской группы (ПГ) — это наша новация и, возможно, эксперимент по коллективному управлению процессом ОГ. Сейчас в рамках ПГ у нас создано четыре тематических секции, в которые входят представители разных структур и организаций, и представители этих секций разрабатывают решения, обсуждают, в каком направлении двигаться. Руководители и координаторы этих тематических секций формируют Совет партнерской группы. Идея в том, что у всех участников есть возможность принимать решения и быть за них ответственными. Это очень амбициозная цель, и процесс этот не однодневный и даже не одного проекта, но нам важно укреплять веру участников в то, что коллективное лидерство — это не просто какая-то идея или философия, а реальное дело. Мы открыты для идей и рады будем видеть новых участников в нашей ПГ.
DVV: Почему всем партнерам интересна тема обучающихся городов?
Владимир: Хорошее партнерство возможно, когда есть общий интерес. Мне кажется, нас и объединяет, и вдохновляет на сотрудничество наш собственный образ жизни. Участники партнерской группы, на мой взгляд, — это люди, которые верят в то, что важно развивать образование и создавать условия для LLL, потому что они не останавливаются в своем развитии и дают возможность другим делать то же самое.
DVV: Какие стратегии или элементы обучающего города больше всего востребованы в Гомеле, на ваш взгляд?
Владимир: Сейчас в наших планах сконцентрироваться на двух направлениях, которые пронизывают всю стратегию ОГ. Первое — это модель обучающейся организации, развитие обучения на рабочем месте, поддержка и создание условий для развития сотрудников организаций разных форм собственности. Второе направление — это тема обучения в сообществах. Наша команда, участвуя в хакатоне, предложила идею развитие комнаты школьника в микрорайоне Волотова (один из новых густонаселенных спальных районов) как добрососедских образовательных площадок, где будут созданы условия для обучения, развития, образовательных событий не только для детей, но для разных категорий, которые проживают в микрорайоне. Это хорошая возможность укреплять родительские отношения, формировать культуру взаимодействия и коммуникации.
DVV: Расскажите об успехах и вызовах или сложностях ОГ Гомеля.
Владимир: Все успехи получились очень перемешаны с вызовами (смеется). На протяжении прошлого проекта нам удалось вернуть в информационную повестку тему ОГ Гомеля. Мы финализировали проект стратегии развития ОГ Гомеля, выделив основные направления и ключевые моменты. И, конечно же, успех, — это создание партнерской группы.
Один из основных вызовов — это недопонимание того, что же такое обучающийся город, каково его практическое применение, как его можно “потрогать”. В процессе реализации проекта мы столкнулись с тем, что люди-то не понимают, что такое ОГ и почему его важно развивать. Поэтому одним из вызовов было провести просветительскую работу и перейти от концепции, от методологических подходов к конкретным решениям. Конечно, пандемия тоже стала огромным вызовом, но мы научились с ним справляться.
DVV: Что вдохновляет вас и вашу команду делать то, что вы делаете?
Владимир: Нас вдохновляет понимание того, что ОГ — это будущее Гомеля, и что мы в условиях конкретного проекта и вообще проектной деятельности можем принести пользу жителям города Гомеля. Мы понимаем, что важно давать условия для креативного развития территории, для инноваций в городской среде. Вдохновляет нас и вера в идею образования на протяжении всей жизни и в то, что образованный и развивающийся человек будет успешнее в своей деятельности и в жизни.