“The biggest achievement is getting people to believe in themselves"

How did an ecological organization get involved in penitentiary education; why is it important to work with prison inmates and released prisoners; and how did prison inmates became experts in business education programmes? To have these questions answered, we interviewed Anastasia Adamovich, manager of the New Stage: From Theory to Practice project by Ecoproject NGO.

Анастасия Адамович, менеджерка проекта “Новый этап: от теории к практике” МОО “Экопроект”, рассказала нам о том, как экологическая организация стала заниматься пенитенциарным образованием, почему работа с осужденными и освободившимся важна и как осужденные стали экспертами в программах по бизнес-образованию.

DVV: Как и когда вы стали заниматься темой пенитенциарного образования? Как решили внедрить систему экологического образования в процессы ресоциализации осужденных?

Анастасия: Мне кажется, что тема экологического образования — это тема, очень созвучная с той работой, которую проводит DVV в области образования без границ. Мы проанализировали, что люди, находящиеся в местах лишения свободы, часто исключены из системы получения новых знаний о разных предметах. И так как мы, как организация, стремимся распространить свои знания об экологии, естественно, мы в один прекрасный момент пришли в пенитенциарную систему. Первый проект, который мы реализовывали, был в 2019 году. Назывался он “Новый этап: внедрение экологического образования в процессы ресоциализации осужденных”. В рамках этого проекта мы делали более общие вещи: рассказывали, что такое экология и зеленая экономика, каким образом это сейчас регулируется в Республике Беларусь, почему это важно. Мы проводили различного рода мастер-классы, писали статьи для стенгазеты, делали лавочки из отработанных материалов, устраивали субботники, мы даже организовали раздельный сбор мусора в ИКП (исправительная колония-поселение). И мы увидели, что это захватило людей, в том числе и потому, что мы проводили обучение по системе “равный равному”. Мы хотели не просто разовую акцию устроить, а подтянуть людей, которые находятся там определенный период.

Позже, при анкетировании после проекта в 2019 году, нам задали вопрос, каким образом на практике люди могут применять эти знания. В частности, их интересовала зеленая экономика. Так пришла идея создать на базе ИКП №21 три бизнес-лаборатории: лаборатория по пошиву эко-сумок, лаборатория по производству вермикомпоста и вермикультуры и лаборатория по выращиванию рассады или растений экологическим способом. Эта система заинтересовала людей намного больше, чем только образовательная, потому что они увидели более практическое применение полученным знаниям. Мы также включили в процесс зеленого образования еще и бизнес-образование, потому что если все-таки мы говорим о зеленой экономике, а экономика без бизнеса не работает. А еще мы, на мой взгляд, сделали одну уникальную вещь: решили, что часть экспертизы отдадим самим осужденным. Это было любопытно и полезно и им, и нам, потому что интересно посмотреть на подходы бизнесменов, которые пробыли в заключении три-пять лет. И они справились со своей задачей: материалы были очень интересные, и они делились своим накопленным опытом по каждой из тем. Люди, которые вели эти лекции, почувствовали себя нужными и осознали, что их знания и их опыт никуда не делся. То есть по выходу у них будет какое-то время ограничение по осуществлению занимаемых видов деятельности, но в принципе, никто им не мешает выступать в каких-то моментах как консультанты, и навыков образования им для этого хватает. 

Сами бизнес-лаборатории тоже пользовались спросом, потому что людям интересно узнавать что-то новое либо восполнять свои навыки. Мы подумали и об устойчивости проекта. Например, рассаду, которую вырастят, потом будут продавать в магазине при ИКП. По экосумкам сейчас проводятся переговоры, чтобы производить первую реализацию. В этом году мы хотим запустить еще одну бизнес-лабораторию по производству мебели из эко-материалов, в том числе отработанных. Мы делаем все это, потому что видим, как люди, которые выходят, сталкиваются с проблемами при трудоустройстве, потому что есть еще предубеждения в нашем обществе. И мы думаем, что экологическое образование в совокупности с предпринимательством даст человеку возможность для дальнейшего независимого существования. 

DVV: Сколько человек у вас в команде и сколько работают над проектом “Новый этап”?

Анастасия: Если считать, что команда — это мы и наш партнер ИКП, то команда управления — около 5-6 человек, в зависимости от направлений. Плюс в “Экопроекте” еще есть эксперты, которых мы периодически подключаем для чтения лекций. Также есть приглашенные эксперты и эксперты и из числа осужденных, которые получили за проведение лекций гонорар, чтобы увидеть, что знания их знания тоже ценны. 

DVV: Самый большой вызов, с которым приходилось сталкиваться на данный момент за время работы над проектом?

Анастасия: Самый большой вызов состоял в том, чтобы людям, которые находятся в условиях ограничения свободы, у которых есть много других, первостепенных, интересов показать, что экология — это важно, что это может быть частью их жизни. И заинтересовать их в этом направлении деятельности — вот это было победой. Для этого был проделан путь в два года, от мероприятий, в которых они могут или должны участвовать, до мероприятий, в которых они сами хотят участвовать. Наверное, это самый большой вызов, который мы преодолели. 

DVV: Самое большое достижение команды проекта?

Анастасия: Самое большое достижение — это сделать так, чтобы люди поверили в себя и в то, что ты им даешь. Что это работает, что это жизнеспособно, что это не просто красивые слова или материи. Самое большое достижение — это вовлечь их в систему, которую они готовы будут переносить в свою жизнь.  

DVV: Как вы думаете, насколько работа с осужденными и освободившимся важна в нашем обществе и почему?

Анастасия:  Кажется, особенно в последнее время, что лояльность к осужденным повысилась. Но вместе с тем, когда проводятся опросы — и среди негосударственных организаций, и среди населения — о том, насколько они готовы работать с людьми, которые либо находятся в местах лишения свободы, либо вышли из них, и те, и другие отвечают, что пока не готовы, либо готовы, но с оглядкой. Мы думаем, что это отношение нужно менять, в том числе и через такие проекты, как наш. Например, после нашей последней конференции в рамках проекта “Новый этап: от теории к практике” некоторые организации, которые работают с людьми в пенитенциарной системе в области образования без границ, дали нам обратную связь, что им очень понравилась наша идея по использованию внутреннего ресурса для образования. И я знаю, что некоторые подавали заявки на следующий программный период, указывая то, что планируют вовлекать в качестве экспертов и менторов самих осужденных. 

DVV: Может быть, вы могли бы выделить какие-то важные аспекты в этой теме, что на ваш взгляд, уже есть в Беларуси, а над чем можно и нужно еще работать?

Анастасия: Важно то, что работа началась. Важно вовлекать в этот процесс как можно больше внешних игроков. Потому что в пенитенциарной системе подчеркивается то, что люди отбывают наказание. А мы, наверное, должны создавать условия, которые помогут людям просто стать лучше и трансформировать свое сознание. Почувствовать, что они важны, что они нужны, что они могут влиться в эту систему и интегрироваться. Чем больше людей извне будет задействовано в работе с людьми в пенитенциарной системе, тем меньше будет становиться процент тех, кто не готов в дальнейшей жизни сталкиваться с освободившимися, работать с ними, проживать рядом и так далее. 

Cookie-Settings
YOU ARE LEAVING DVV INTERNATIONAL
Important notice: If you click on this link, you will leave the websites of DVV International. DVV International is not responsible for the content of third party websites that can be accessed through links. DVV International has no influence as to which personal data of yours is accessed and/or processed on those sites. For more information, please review the privacy policy of the external website provider.